Проектирование структуры порталов

05 марта 2021
~7 мин

Чтобы приступить к поэтапной реализации проекта, нужно определить его цель, задачи, исследовать состояние рынка, проанализировать способы монетизации при использовании интернет-ресурса. От этого зависит и создание структуры сайта – его блоков и функций. Разработка концепции проекта включает определенные этапы создания структуры портала в зависимости от его назначения.

Разработка концепции проекта портала

Разработка концепции интернет-проекта включает последовательные шаги. Они будут аналогичными для сайта любой направленности.

Этапы разработки портала

  1. Формирование замысла (идеи). В зависимости от цели — вложить избыточные ресурсы, удовлетворить спрос клиентов, повысить конкурентоспособность предприятия и пр.
  2. Проработка целей и задач проекта. Важно ответить на вопрос, для чего будет использоваться портал, и в зависимости от этого продумать его структуру.
  3. Анализ той области рынка, в которой работает предприятие. Важно учесть спрос на услуги, которые оказывает сайт, определить, какой будет его посещаемость и нагрузка.

Кроме того, возможна проработка вариантов монетизации, чтобы сайт приносил прибыль его владельцу. Это касается не только прямых продаж (если речь, к примеру, идет об интернет-магазине), но и перенаправления потоков трафика, размещения платных ссылок на другие ресурсы, рекламы и пр.

Концепция каждого проекта подразумевает определенный набор инструментов при создании сайта, включая структуру, функции, верстку и другие параметры.

При выборе средств для решения поставленной задачи не следует придерживаться формального похода. Разработка нового портала предполагает методику выбора цели и средств для ее достижения. При этом реализация поставленных задач может быть разной. Чтобы составить бизнес-план, необходимо определить концепцию интернет-проекта:

  • разновидность портала – для чего он используется, какие задачи с помощью него решает пользователь;
  • набор средств для создания интернет-сайта;
  • ресурсы, которые потребуются для реализации проекта.

Задача будет решена в том случае, если портал предоставляет те услуги (в том числе и информационные), в которых заинтересован пользователь, посетитель ресурса не испытывает трудностей в процессе работы с сайтом, все его разделы функционируют должным образом.

Прототипирование интерфейса портала

Создание структуры портала включает реализацию и проверку базовой функциональности. Важно четко представлять, какими будут блоки портала и их взаимодействие. Традиционно в структуре интерфейса прорабатываются следующие разделы: 

  • регистрация и личный кабинет,
  • калькуляторы и сервисы сравнения,
  • каталоги и фильтрация.

Такая разветвленная структура делает прототипирование достаточно сложной задачей, особенно когда речь идет о первых этапах разработки проекта и установлении связей между блоками интернет-ресурса.

Последовательность действий при прототипировании следующая:

  1. Схематичная отрисовка основных блоков интерфейса;
  2. Разработка навигации портала, проектируются связи и реакции сайта на действия пользователя;
  3. Создание прототипов для блоков интерфейса в зависимости от их назначения.

На этом этапе разработки необходимо отследить проблемы взаимодействия пользователя с порталом. Если они возникают – найти пути их решения. Процесс прототипирования сокращает позволяет оптимизировать работу программистов. При этом практически к нулю сводится вероятность, что потребуется дорабатывать или переделывать готовые интерфейсы, и как следствие, увеличение расходов на разработку.

Структура образовательного портала

При разработке структуры образовательного портала необходимо обеспечить следующие функции:

  • просмотр видеофайлов;
  • интеграцию с площадками для проведения вебинаров;
  • необходимость загрузки на портал выполненных работ;
  • возможность проверки знаний учащихся: проведение тестов, контрольных, онлайн-собеседований;
  • наличие сервиса для онлайн-взаимодействия учащегося и преподавателя: чаты, мессенджеры и пр.

Таким образом, проектирование структуры образовательного интернет-портала начинается с выявления необходимых сервисов и интеграций. При создании сайта необходимо учитывать интеграцию с сервисами оплаты обучения на образовательном портале. Особого внимания требует сервис защиты личных данных, особенно это важно для тех порталов, которые используются для корпоративного обучения сотрудников.

В процессе разработки прототипов предусматриваются все сценарии взаимодействия обучающегося с различными сервисами на образовательном портале. Отдельно создается система коммуникации с преподавателями в онлайн и офлайн-режиме.

Также возможна настройка прав доступа различных пользователей, которые работают с образовательным интернет-порталом. Она должна быть гибкой и учитывать возможности учащихся и преподавателей.

Особенности структуры городского портала

Городские порталы имеют свою специфику. Их работа предполагает большую аудиторию посетителей, у каждого из которых может быть свой интерес. Пользователи объединяются по локализации проживания. В структуре городских порталов обязательно есть блок местных новостей:

  • общественно-политических;
  • спортивных;
  • криминальных;
  • культуры и искусства;
  • жилищно-коммунальных и пр.

Обратите внимание! Городские порталы работают в том числе и как аналоги социальных сетей, где пользователи могут размещать публикации, сообщать о своих проблемах, оставлять комментарии под новостями, обсуждать интересующие их вопросы в том или ином разделе. В связи с этим у сайта должна быть высокая производительность, чтобы он стабильно работал в условиях повышенной нагрузки.

Разработка городского портала учитывает, что пользователи смогут оставлять обращения, контактировать с представителями муниципальной администрации. При этом вопрос коммуникации может решаться по-разному:

  • прием письменных обращений и ответ на электронную почту, в соцсетях;
  • онлайн-консультации в чате городского портала;
  • общение по видеосвязи и пр.

На городском портале обязательно должен быть раздел с актуальными справочными материалами – названиями, адресами и контактными данными предприятий, которые оказывают услуги населению. В их числе магазины, ателье, химчистки, отели, торгово-развлекательные центры и т. п. Использовать блок могут не только местные жители, но и туристы, которые собираются посетить город. При этом важно, чтобы информация городского портала постоянно обновлялась, публиковались не только свежие новости, но и актуальные справочные данные. Для этого нужна современная и четко структурированная система управления контентом, которая отвечает всем потребностям пользователей, чтобы ресурс был востребованным.

Важные элементы структуры интернет-магазина

Разработка портала интернет-магазина включает создание многоуровневой и разветвленной структуры. Она должна решать различные задачи – от ознакомления пользователей с ассортиментом и рекламы товаров до их продажи онлайн. Торговая интернет-площадка состоит из нескольких блоков:

  1. Главная страница. Здесь размещается информация о популярных товарах и новинках, акциях, скидках и других выгодных предложениях для клиентов. Также в этом разделе располагается перечень брендов, которые предлагает интернет-магазин.
  2. Категории товаров. В этот раздел ведут ссылки из меню. Здесь содержится перечень товаров, которые относятся к выбранной категории. Так как товаров может быть много, нужно предусмотреть систему фильтров, чтобы покупатель мог быстро сделать более узкую выборку по интересующим критериям: цене, размеру, цвету, производителю и другим характеристикам. Кроме того, на странице должно отображаться количество единиц (если наименование есть в наличии) с их основными характеристиками прямо в карточке товара, чтобы пользователь мог ознакомиться с ними, не переходя на страницу с подробным описанием. У крупных интернет-магазинов с богатым ассортиментом встречается дополнительное деление на подкатегории. В этом случае клиент сразу сможет перейти в интересующий его раздел и искать нужную модель там. Такая структура облегчает поиск на самом сайте и продвигает его вверх по выдаче поисковых систем.
  3. Страница товара. Одна из задач интернет-магазина — приносить прибыль онлайн. Чтобы покупатель принял решение о покупке и был уверен в ее качестве, нужно предоставить ему исчерпывающую информацию о товаре: его подробные характеристики, фотографии в одном или нескольких ракурсах, списки сопутствующих наименований, другая полезная для клиента информация. Разработка интернет-магазина дает возможность предложить товары клиентам на всей территории России и зарубежья. При этом не нужно вкладываться в открытие торговых точек.
  4. Страница оформления заказов и оплаты покупки (корзина). Клиент оплачивает нужное ему количество товаров в любое время и вне зависимости от местонахождения. Корзина онлайн-покупок может находиться как на странице товара, так и на отдельной странице. Страница заказа у каждого интернет-магазина может отличаться по своему виду, но обязательно включает функции добавления товара, выбора количества изделий, оплаты покупки.
  5. Блок по информации о правилах оплаты и условиях доставки. Оплата может быть принята сразу или по факту осмотра заказа в пункте выдачи, в офлайновой торговой точке. Магазин может предоставить бесплатную или платную доставку в зависимости от страны и населенного пункта и стоимости товаров. До совершения оплаты покупатель имеет право в любое время откорректировать и отменить заказ. Когда товар выбывает из ассортимента, меняется информация о его количестве на сайте. В разделе корзины покупателю могут быть предложены сопутствующие изделия и аксессуары. Если интернет-магазин сотрудничает с банками и другими организациями, у которых есть бонусная программа, в числе способов оплаты могут быть не только переводы с банковской карты и электронного кошелька, но и с помощью бонусов и пр.
  6. Блок отзывов. Один из разделов, влияющих на позиции в поисковой выдаче и посещаемость портала. Следует настроить форму написания отзывов, чтобы покупатель мог ознакомиться с мнением тех, кто уже воспользовался товаром, оставить свой комментарий. Также на странице нужно разместить кнопки, с помощью которых клиенты рассказывают о сайте и его содержимом в соцсетях.
  7. Блок публикаций. В этом разделе сравниваются товары различных брендов, публикуются мнения экспертов, важная информация для покупателей, полезные советы и пр.
  8. Личный кабинет для действующих клиентов. Покупатель регистрируется на сайте интернет-магазина, чтобы оформлять заказы, отслеживать информацию о доставке, проверять бонусный баланс и использовать баллы для оплаты, участвовать в акциях, получать скидки и промокоды, персональные рассылки. Клиент может менять учетные данные для входа, читать историю переписки со службой техподдержки в онлайн-чате.
  9. Мотивационный блок. Здесь размещается информация об акциях и скидках, которые действуют в интернет-магазине, условия программы лояльности. Если действует система бонусов, покупатель может оплатить часть стоимости с помощью начисленных баллов.
  10. Контакты. В этом блоке располагаются телефоны, адреса электронной почты для связи с представителями интернет-магазина, решения возникающих вопросов, получения важной информации.

Отдельно создается карта сайта, которая используется клиентами для быстрого перехода в нужный раздел и/или поисковыми роботами для индексации интернет-магазина. Представляет собой схематичную структуру портала, где перечислены ссылки на все имеющиеся разделы ресурса. Карта сайта может быть открытой или закрытой для клиентов. В первом случае она используется покупателями, чтобы сориентироваться в разделах. Во втором — создается исключительно для роботов, чтобы улучшить ранжирование в Google, Яндекс и других поисковых системах.

 

Хотите так

Заполнить бриф
Следующие кейсы:
Новостной портал

Другие статьи