Проектирование мобильных приложений

09 августа 2022
~6 мин

Вас могут заинтересовать услуги:

Разработка мобильных приложений для Android
Подробнее
Разработка мобильных приложений для IOS
Подробнее
Разработка мобильных приложений на Xamarin
Подробнее
Техподдержка мобильных приложений
Подробнее

Введение

Трудно представить свою жизнь без смартфона. С его помощью мы не только связываемся с близкими, но и ищем нужную информацию, оплачиваем коммуналку, заказываем товары. Теперь наличие мобильного приложения у компании – почти что правило хорошего тона. В этой статье мы расскажем о разработке приложений и подскажем, как понять, нужна ли вам мобильная платформа.

Этапы проектирования мобильного приложения

Приложение проходит долгий путь от идеи до релиза. Далее мы подробно рассмотрим все этапы проектирования.

Прежде всего стоит определиться: действительно ли вам нужно приложение или вы просто поддались веянию? Есть несколько признаков, которые помогут вам ответить на этот вопрос.

  • На вашем сайте большой мобильный трафик. Если ваши клиенты часто взаимодействуют с вашим сайтом со смартфона, стоит задуматься о более удобном инструменте. 

  • На сайте есть повторные продажи. Если клиенты возвращаются на ваш сайт снова и снова, удержите их с помощью мобильного приложения. На телефон можно отправлять сообщения о новых акциях и уникальных приложениях, а пользователи получат доступ к вашим услугам в любое время из любой точки мира.

  • У вас есть система лояльности. Не нужно тратить бюджет на выпуск пластиковых карт: намного удобнее открыть приложение и показать QR или штрих-код.

  • Вы хотите пользоваться новыми функциями, недоступными на сайте. Например, используя AR-технологий пользователи могут “примерить” одежду или интерьер квартиры.

К вам относится хотя бы один из этих пунктов – стоит задуматься о разработке мобильного приложения.

Аналитика

Итак, необходимость в мобильной платформе все-таки есть. Перед тем, как обращаться к разработчикам, советуем понять, для кого создается приложение, как оно будет использоваться, а главное – какие проблемы решит.

Первым делом определяется целевая аудитория и роль, которую приложение будет играть в коммуникации бизнеса с клиентами. На этом этапе определяют:

●       Особенности целевой аудитории и возможности ее расширения;

●       Цели, которые заказчик достигнет с помощью своего приложения;

●       Конкурентность рынка в этой сфере;

●       Бюджет.

Также следует понять, какими приложениями в целом пользуется целевая аудитория клиента и его конкурентов. Это поможет понять, сможет ли ЦА сделать выбор в пользу разрабатываемого приложения и отказаться от аналогов.

Со всей этой информацией и идеей клиент обращается к исполнителю. На основе полученных данных исполнитель собирает свою аналитику по рынку, конкурентам, уже имеющимся аналогам приложения, определяет поведенческие модели пользователей. Это дает разработчику представление о том, как будет использоваться ПО и как сделать его наиболее удобным и полезным не только для аудитории, но и для бизнеса клиента.

В результате и клиент, и разработчик получают полную картину того, каким должны быть функционал и дизайн готового продукта.

Составление ТЗ на разработку мобильного приложения

В техническом задании формулируется описание функционала, дизайн приложения, свод технических требований, пути их реализации и бюджет проекта.

Также определяется, какой способ визуализации пути клиента используется. Есть два варианта:

  • User Story (пользовательская история) – описывает, как ведет себя человек при использовании приложения – авторизуется, просматривает каталог, делает покупки. Позволяет продумать детали заранее и избежать проблем еще на этапе проектирования сервиса;

  • Customer Journey Map (Карта путешествий) – показывает движение пользователя от экрана к экрану, какие кнопки нажимает. Карта помогает понять, как воплотить функционал приложения в жизнь.

Кроме того, в ТЗ следует указать этапы проектирования функционала – например, этап загрузки, порядок регистрации, меню и т.д.

Прототипирование

Дизайнер разрабатывает прототип приложения. Здесь есть два пути – создать статический прототип, выполненный в виде изображений (можно нарисовать в программе или даже на бумаге от руки), или интерактивные – с возможностью переходов по страницам, имитацией работы элементов – кнопок, слайдеров и т.д.

Благодаря интерактивным прототипам заказчик может понять, как в будущем будет работать и ощущаться приложение, а разработчик сможет предсказать и быстро устранить ошибки.

Аналитик, занимающийся прототипированием, продумывает порядок работы приложения и алгоритм действий пользователя. После согласования с заказчиком в прототип вносятся коррективы, и проект переходит в руки дизайнеров. Далее дизайнеры  определяют стиль, в котором будет оформлено приложение, по рекомендациям Material Design Guidelines или iOS Human Interface Guidelines. Или вовсе закладывают свой стиль или дизайн-код.

Для интерактивного прототипирования используется, как правило, Figma. В этой программе можно как проработать структуру и дизайн продукта, так и рассмотреть приложение так, будто оно уже готово к использованию и установлено на смартфон. 

Разработка

Написание кода приложения – едва ли не самый трудоемкий этап в разработке приложения, который делится на фронтенд и бэкенд. На фронтенде разрабатывается клиентская часть приложения – интерфейс, бизнес-логика, а на бэкенд – серверная часть, которая отвечает за получение, обработку и передачу данных. 

Фронтенд

Существует множество методов разработки интерфейса, но мы выделим два основных – кроссплатформенный и нативный.

Кроссплатформенный метод использует общие наборы средств разработки. Приложение пишется с использованием одних и тех же технологий и одного языка, но подойдет для разных платформ. Поэтому такой метод экономичнее как в разработке, так и в поддержке.

Сложность этого метода в том, что после релиза новой версии операционной системы оперативно обновить кроссплатформенное приложение будет сложно. Скорее всего, придется дождаться обновления используемого фреймворка.

Нативная разработка подразумевает, что к разработке приложения применяются язык и технологии , специфичные только одной платформы. Для приложений на Android, к примеру, используется Java/Kotlin, а для iOS – Swift/Objective-C.

Нативный подход позволяет по максимуму использовать возможности выбранной платформы. А значит, производительность таких приложений выше, работают они более плавно. Разработчики, в свою очередь, могут работать со всеми функциями системы и оперативно вносить изменения в работу приложения при обновлении ОС.

Однако нативный метод затратнее – и не только на этапе разработки, но и в поддержке.

Какой выбрать подход? Зависит от нескольких факторов:

  • Сложность выполняемых приложением функций; 

  • Скорость и отзывчивость приложения;

  • Бизнес-процессы, которые будут в него встроены.

Кроссплатформенный подход чаще всего выбирают для разработки тестовых продуктов и небольших приложений, а нативный – для приложений, которые тесно интегрированы с операционной системой и должны стать полноценным элементом бизнеса и влиять на продажи.

Тестирование

Оно проводится на всех этапах разработки. Важно помнить, что под тестированием подразумевается не только поиск багов и ошибок. На этом этапе важно понять, на сколько удобно приложение в использовании, на сколько оно интуитивно понятно пользователю, сложно ли найти нужную функцию, проверяют уровни безопасности, быстродействие и т.д. 

Тестирование разбивается на несколько этапов:

  • Функциональность – регистрация, авторизация пользователя, покупки;

  • Работоспособность приложения и устройствах разных типов и производителей;

  • Производительность, работа при высоких нагрузках;

  • Безопасность – защита от утечки или удаления данных.

Также проводится регрессионное тестирование, которое позволяет убедиться в том, что после удаления одних ошибок не появились новые, а не затронутые части кода работают без сбоев. 

На это не стоит жалеть ни денег, ни времени – чем глубже тестировщики изучат приложение, тем меньше вероятность найти баг уже после скачивания приложения из стора, тем выше лояльность конечного пользователя. Лучше отсутствие приложения у бизнеса, чем приложение, которое работает плохо – и создает плохое впечатление о ваших услугах и продуктах.

Поддержка

После успешного тестирования работа не заканчивается – оно переходит на поддержку. Команда постоянно следит за бесперебойной работой серверов, отслеживает реакцию и отзывы пользователей. При этом важно быстро реагировать не только на отрицательные отзывы и сообщения об ошибках, но и на пожелания. Чем быстрее будут исправлены ошибки, тем быстрее магазин приложений скроет отрицательные отзывы к прошлой версии.

Нельзя забывать и о развитии. Рынок мобильных приложений растет и трансформируется с каждым годом. Чтобы не потерять пользователей, нужно оставаться на плаву и постоянно обновлять приложение в соответствии с новыми тенденциями. Так в свое время, во время пандемии, приложения ресторанов и доставки сориентировались и оперативно добавили опцию доставки до двери: если пользователь не хотел контактировать с курьером, он мог поставить соответствующую галочку в заказе.

Однако в идеале заранее иметь представление о том, как будет расти ваше приложение. Для этого составляется roadmap (дорожная карта) – план развития сервиса на годы вперед. Хорошо, когда клиент уже представляет, какие улучшения и функции он хочет добавить в приложение. Однако если такого понимания нет – команда разработки поможет разобраться и составить roadmap на основе отзывов о приложении и данных аналитики.

Заключение

Несмотря на кажущуюся простоту мобильных приложений, их разработка – сложный, многоэтапный и затратный процесс. А на успешность готового продукта влияет огромное количество факторов, от его функционала и конкурентоспособности до его продвижения и развития. Поэтому прежде, чем браться за разработку, мы рекомендуем вам как следует оценить свои возможности и проанализировать рынок. Ведь “трендовость” решения – не всегда гарантирует успех приложения. Если же вы уверены, что вашему бизнесу нужно мобильное приложение – свяжитесь с нами с помощью формы на этой странице.

 

Найдем решение вашей задачи

Заполнить бриф