Техническое задание — это документ, в котором собрана и описана вся информация, необходимая для реализации сайта. Разработка ресурса подразумевает наличие множества интерактивных элементов, систему управления контентом и другие функциональные блоки, поэтому ТЗ содержит в себе подробное описание каждой страницы будущего портала и их обязательный функционал.
Для заказчика ТЗ – это гарантия того, что проект в любом случае будет выполнен с учётом всех пожеланий и сдан без дополнительных затрат. Для исполнителя техническое задание – это его спокойствие за то, что в процессе разработки не всплывут какие-либо детали, о которых заказчик забыл сообщить.
Общие требования при составлении ТЗ:
Требования к структуре:
Требования к CMC сайта:
В конце техническое задание согласовывается и подписывается.
При составлении технического задания используются следующие стандарты:
ТЗ должно соответствовать следующей структуре:
Разработка технического задания осуществляется на основании брифа, заполненного клиентом. По мере документирования необходимых работы данные из брифа утоняются и дополняются. Бриф содержит 20-30 запросов и информацию о том, какие элементы клиент хочет видеть на будущем сайте, какие задачи ставит перед порталом, какой функционал считает необходимым хочет реализовать.
В процессе работы над техническим заданием осуществляется проектирование затрат рабочего времени специалиста или команды, которое потребуется для выполнения описанных в ТЗ задач и станет основанием для расчета стоимости работ по проекту.
Завершать техническое задание рекомендуется списком используемых в нем терминов с расшифровкой.
На этом этапе изучается бриф, после чего формулируются основные требования к порталу, прогнозируется возможная нагрузка количеству посетителей, изучается специфика бизнеса, формируются основные предпочтения по дизайну ресурса, которые в дальнейшем реализовываются в прототипах.
На втором этапе создается проект структуры и связей между основными блоками ресурса. Формируются функционал портала и CMC. В этой части ТЗ описываются внешние интеграции, планируемые уведомления, пользовательские сценарии - реакция на исключительные ситуации (например, ошибки при заполнении форм), и многое другое. Все модули описываются с максимальным количеством подробностей и уровнями доступа для различных пользователей. Если задание техническое этой информации не содержит, то после запуска портала могут возникнуть проблемы, из-за которых запуск будет выполнен некачественно. На составление качественного ТЗ не стоит жалеть времени –для качественной разработки сайта требуется всё детально прописать, объяснить весь задуманный функционал и способы его реализации, после чего согласовать и утвердить его с заказчиком.
После просмотра и детального изучения отрисованных прототипов и расчета количества часов, которые необходимо потратить для разработки портала, осуществляется презентация будущего проекта клиенту. В ходе презентации исполнитель подробно рассказывает о каждом решение на портале, которое планируется реализовать. Далее проект согласуется и подписывается со стороны клиента и исполнителя.
Если возникает необходимость дополнить задание техническое, то составляются и подписываются дополнительные соглашения или приложения к действующему договору на разработку.
Как написать техническое задание хорошо
Все сотрудники, принимающие участие в разработке, должны быть в курсе основной деятельности компании и знать про основную целевую аудиторию. Во избежание путаницы данную информацию лучше указать в самом начале ТЗ.
Дополнительным плюсом будет указание решаемых кейсов: просто перечислите, для чего разрабатывается сайт и какие задачи он будет решать.
Главное правило качественного задания – оно понятно всем. В случае, если вы применяете термины, которые могут непонятны вашему заказчику, не поленитесь дать им разъяснение, а ещё лучше добавьте термины и определения общим списком в начале ТЗ, например. Если у вас нет полного списка, то можете взять наш в конце это статьи.
Основная задача ТЗ – сделать разработку понятной для двух сторон, поэтому прописать необходимые инструменты при разработке и требования к хостингу очень важно. Будет очень неприятно, если при виде админки на Битриксе окажется, клиент хотел реализовать её на Тильде.
Хороший портал должен корректно работать и отображаться во всех браузерах и на любых устройствах. Пусть это кажется очевидным для исполнителя, но для заказчика это может быть не всегда ясным. Пропишите этот момент для клиента – так будет лучше для всех.
Не упустите требования к скорости загрузки сайта, защите данных, способности к масштабированию и похожим качествам.
До того момента, пока структура ресурса не уйдёт на отрисовку прототипов, её необходимо согласовать с заказчиком.
Поговорите с клиентом, чтобы определить, какие задачи он ставит перед сайтом. Обсудите это со всеми отделами, которые будут участвовать в разработке, - СЕО, маркетингом, разработчиками, - после чего определите, какие страницы действительно нужны. Продумайте их связь между собой, как будет осуществляться переход, какие кнопки нужно добавить.
Структуру сайта очень важно прописать и обсудить, так как если этого не сделать, то ресурс получится кривым и некачественным.
Заказчик должен понимать, зачем каждая из страниц нужна на сайте и какие элементы будут на ней присутствовать. Это можно сделать с помощью:
a) Прототипа – самый наглядный способ для отображения. Вы со своей стороны отрисовываете эскиз будущего портала и добавляете их к ТЗ. Клиент наглядно видит, как будет выглядеть сайт при успешной реализации, оценивает интерфейс и функционал, после чего даёт обратную связь по тем моментам, которые необходимо отредактировать или изменить.
b) Перечисление элементов – упрощенная замена прототипам. Достаточно перечислить, какие модули или блоки будут присутствовать на странице, и описать их функционал.
В случае, если реализуемый проект довольно нестандартный, то необходимо представить, как будущие посетители смогут пользоваться сайтом. Самым лучшем решением будет прописать пользовательские сценарии:
В случае разработки одностраничных сайтов или сайта-визитки тратить время на составление сценариев нет необходимости, но если на ресурсе планируются интерактивные сервисы, то всё-таки лучше их составить.
При разработке портала контент может добавляться сразу, если заказчик его предоставляет, может быть тестовое наполнение (рыба), а можно договориться, например, о дальнейшей техподдержке, где за ежемесячную плату вам будут пополнять сайт.
Подобный момент лучше решить заранее и прописать его в техническом задании, чтобы у каждой из сторон было понимание, как будет реализоваться наполнение.
При составлении технического задания очень важно учитывать пожелания клиента относительно оформления сайта. Вам нужно знать цветовую схему, фирменные цвета, шрифты. Если у заказчика есть брендбук – попросите вам его предоставить, это существенно облегчит задачу.
Разумеется, под каждый проект нужна индивидуальная структура разработки. Тем не менее, можно выделить общие разделы, которые должны быть в техническом задании:
Административная часть сайта - Закрытая от посетителей часть сайта, предназначенная для управления сайтом. Управление осуществляется администратором (техническая поддержка) и редактором сайта (информационная поддержка).
Администратор сайта - Специалист, осуществляющий техническую поддержку сайта.
Альтернативная подпись рисунка - Текстовая подпись, которая появляется на месте рисунка, если в веб-браузере отключены изображения.
Блог - Сайт или раздел сайта, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи, актуальные на текущий момент, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).
Веб-браузер (браузер) - Клиентская программа, поставляемая третьими сторонами и позволяющая просматривать содержимое веб-страниц.
Веб-интерфейс - Совокупность экранов и элементов управления системы, позволяющих пользователю, осуществляющему доступ к системе через веб- браузер, осуществлять поддержку и управление системой.
Веб-сайт (сайт) - Совокупность взаимосвязанных статических и динамических страниц, содержащих текстовые данные, рисунки, видео и другую цифровую информацию, объединенная под одним адресом (доменным именем или IP-адресом) в сети Интернет.
Гиперссылка (ссылка, линк) - позволяющий загрузить другую страницу или выполнить определенное действие.
Дизайн веб-сайта - Уникальные для конкретного веб-сайта структура, графическое оформление и способы представления информации.
Дизайн-шаблон страниц - Файл, содержащий элементы внешнего оформления страниц сайта, а также набор специальных тегов, используемых системой публикации сайта для вывода информации при создании окончательных страниц.
Динамическая страница - Страница сайта, которая при помощи программного кода обрабатывает и выводит информацию из базы данных.
Доменное имя - Символьное имя иерархического пространства сети Интернет. Полное имя домена состоит из имён всех доменов, в которые он входит, разделённых точками.
Мета-тэг - Элемент разметки веб-страницы. Используется для описания страницы, ключевых слов и других данных.
Модератор, редактор, (контент-менеджер) сайта - Специалист, осуществляющий информационную поддержку сайта. Управляет редакторами.
Наполнение (контент) - Совокупность информационного наполнения веб- сайта. Включает тексты, изображения, файлы и т.п. предназначенные для пользователей сайта.
Общедоступная часть сайта - Основная информационная часть сайта, открытая для посетителей.
Редактор (контент-менеджер) - Специалист, осуществляющий информационную поддержку сайта.
Резервная копия - Совокупность объектов базы данных, представленная в виде файлов, позволяющая восстановить точную копию структуры исходной базы данных в аналогичной системе управления базами данных.
Система управления сайтом (CMS) - Информационная система, позволяющая авторизованным пользователям производить изменения иерархической структуры и информационного наполнения веб-сайта без использования каких-либо дополнительных специальных программных средств.
Статическая страница - Страница сайта, которая не обращается к базе данных; вся информация хранится в коде страницы.
Хостинг - Услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети Интернет.
Элемент наполнения (контента) - Отдельная запись в базе данных, внешнее представление которой зависит от управляющего ей программного модуля (например, в модуле «новостная лента» элементом наполнения является отдельная новость).
CAPTCHA («Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart») - Компьютерный тест, используемый для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером. Основная идея теста: предложить пользователю такую задачу, которую может решить человек, но которую крайне трудно научить решать компьютер. CAPTCHA чаще всего используется для предотвращения автоматических отправок сообщений, регистрации, скачивания файлов, массовых рассылок и т. п.
IP-адрес - Адрес узла в сети, построенной по протоколу IP.
RSS - Формат данных, предназначенный для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.
World wide web (WWW, web, веб) - Распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернет. Приставка "веб-" может использоваться для обозначения объектов, ориентированных на использование в WWW или использующих типичные для WWW технологии (например, веб-интерфейс - интерфейс на базе веб- страниц).